Торговые центры – сложные с точки зрения построения инженерных систем объекты, обладающие большими площадями и принимающие ежедневно огромное количество посетителей. Специфика их функционирования предъявляет особые требования к уровню комфорта и пожарной безопасности. Вентиляция торговых центров должна организовываться с учетом этих требований и выполнять все возложенные на нее задачи.
Одной из важнейших задач, которую призвана решить эффективная вентиляция и кондиционирование торговых центов, является создание комфортных условий для посетителей. Длительность пребывания посетителя в торговом центре напрямую влияет на его покупательскую активность и соответственно – то количество денег, которое он оставит при посещении. Продавцы заинтересованы в создании комфортных условий для совершения покупок, ведь чем приятнее покупателю будет находиться в магазине, тем дольше он в нем пробудет и тем большую выручку получит торговый центр. Одним из показателей уровня комфорта объекта торговли для посетителей является соответствующий микроклимат. Основную роль в его создании играет вентиляция торговых центров.
Вторая не менее важная задача – обеспечение противопожарной безопасности на объекте, имеющем высокую людскую пропускную способность. Она реализуется посредством использования вентиляторов и воздуховодов с противопожарной защитой соответствующего класса и монтажа специальных противопожарных клапанов, препятствующих распространению огня и дыма по системе воздуховодов.
Проектирование вентиляции торговых центров: особенности выбора технического решения
Проектирование вентиляции торговых центров осуществляется, как правило, одновременно с проектированием самого объекта (за исключением реконструкции ранее возведенных зданий). Такой подход позволяет комплексно выбрать наиболее удачные технические решения для инженерных систем и обеспечить их эффективную и одновременно – экономичную работу.
Требования к системам вентиляции для торговых центров изложены в СНиП 2.04.05-91. Согласно требованиям указанного документа проект вентиляции торгового центра должен обеспечивать:
• очистку приточного воздуха от механических загрязнений;
• воздухообмен установленной кратности в помещениях торговых залов, коридоров и подсобных помещений;
• подогрев и охлаждение подаваемого внутрь приточного воздуха;
• комфортную раздачу воздуха по отдельным помещениям с учетом допустимой скорости перемещения воздушных масс.
Дополнительными требованиями к системе вентиляции торгового центра, выполнять которые должен предусматривать проект, являются:
• высокие эстетические характеристики;
• удобство и экономичность сервисного обслуживания;
• низкий уровень шума.
Установленные к системам вентиляции нормы требуют обеспечения в торговом центре воздухообмена не менее 20 куб.м в час на одного посетителя и 60 куб.м в час – на каждого сотрудника. Допускается рециркуляция воздуха в торговых залах, за исключением помещений с химическими и синтетическими материалами, пахучими веществами и горючими жидкостями. Указанные помещения должны вентилироваться только приточным воздухом, поступающим снаружи.
Проектирование вентиляции торгового центра осуществляется с учетом функциональных особенностей отдельных помещений, этажности, конструктивных и архитектурных особенностей здания, посещаемости всего центра в целом и его этажей в отдельности (основной поток покупателей приходится на первый этаж).
Создания отдельных условий хранения и реализации требует пищевая продукция. Из-за большого количества холодильного оборудования продуктовые секции торговых центов являются зонами с интенсивным выделением тепла. Предусмотренная система вентиляции должна утилизировать данные излишки.
Забота о персонале – еще один ключевой показатель, от которого зависит выбираемая вентиляция и кондиционирование торговых центров. Сотрудники торгового центра проводят в условиях искусственного микроклимата весь свой рабочий день, поэтому им должны быть обеспечены максимально комфортные условия труда и кратковременного отдыха.
На выбор системы вентиляции влияет конструкция торгового центра. Условно все торговые центры можно разделить на объекты ангарного типа, или однообъемные объекты (магазины-склады) и на многофункциональные многоэтажные торговые комплексы с зонами торговли и развлечений. Для организации воздухообмена в однообъемных зданиях используется, в основном, традиционная приточно-вытяжная вентиляция. Для оптимизации затрат в подобных зданиях системы вентиляции, кондиционирования и отопления объединяются в единые инженерные системы. Для этого объекты оснащаются мощными вентиляционными установками и крышными кондиционерами. Подача горячего и холодного воздуха по воздушной сети осуществляется секционно. Малое количество воздуховодов в однообъемных зданиях существенно снижают затраты на проведение монтажных работ. При равномерном распределении по крыше агрегатов средней мощности они способны полностью заменить собой систему воздуховодов.
Организация вентиляции многофункционального торгового центра
Для вентиляции многофункциональных торговых объектов обычно используются центральные кондиционеры с рекуперацией тепла (VRV – системы или системы чиллер-фанкойл).
Центральный кондиционер устанавливается в специально отведенном для нег техническом помещении, чиллер и насосная станция, перекачивающая хладагент – на крыше сооружения. Работа вентиляционного оборудования контролируется в автоматическом режиме с использованием средств диспетчеризации. Автоматика системы позволяет устанавливать собственные климатические параметры для определенных зон, задавать временные интервалы работы оборудования в том или ином режиме, контролировать температуру, объем, скорость воздушного потока и степень загрязненности фильтров очистки.
Одним из удачных современных решений организации систем вентиляции является комбинирование приточной вентиляционной установки с теплообменником, чиллера и фанкойлов.